Литература Санги

"Литература Санги" (там. சங்க இலக்கியம்) - термин, которым обозначают самые ранние памятники тамильской литературы, примерно датируемые периодом с I по V вв. н.э. Происхождение термина связано с легендой о трех поэтических академиях ("сангах"), содержащейся в комментарии Наккирара (ок. VIIIв.) к поэтологическому трактату Ирейанар Ахаппоруль. 

К "литературе Санги", как правило, относят тексты, входящие в сборники Эттуттохей ("Восемь антологий") и Паттупатту ("Десять песен"). Два этих сборника вместе иногда также называют Падиненмелканакку ("Восемнадцать высокого счета") в противоположность более позднему корпусу Падиненкижканакку ("Восемнадцать низкого счета"). В общей сложности корпус "литературы Санги" состоит из 2 381 поэтического произведения, принадлежащих 473 поэтам, из которых 102 являются анонимами.

Согласно самому раннему тамильскому грамматико-поэтологическому трактату Толькаппийам (ок. V-VIвв.), в соответствии с категорией содержания (поруль) поэзия делится на два основных жанра: ахам (любовная) и пурам (героическая). К жанру ахам относятся пять из восьми антологий Эттуттохей: Аханануру, Натриней, Курунтохей, Аингурунуру и Калиттохей. К жанру пурам относятся Пуранануру и Падитрупатту. Еще одна антология, Парипадаль, представляет собой, вероятно, самый ранний в тамильской литературе сборник религиозной гимнографии. Если в Эттуттохей входят коллекции коротких стихотворений, длина большиинства из которых составляет от 3 до 40 строк, то Паттупатту представляет собой десять отдельных поэм длиной от 103 до 801 строки. Пять из этих десяти поэм написаны в жанре аттрупадей ("наставление на путь"), в котором один поэт описывает другому дорогу к щедрому покровителю. Это Сирумпанаттрупадей, Перумпанаттрупадей, Порунараттрупадей, Малейпадукадам, а также, вероятно, более поздняя религиозная поэма Тирумуругаттрупадей, в которой в роли патрона выступает бог Муруган. Кроме перечисленных поэм к жанру пурам относятся также поэма Мадурайканьджи. К жанру ахам относятся поэмы Муллейпатту, Куриньджипатту, Недунальвадей и Паттинапалей

Интересной особенностью поэзии ахам является так называемая система тинеев, устанавливающая соответствия между сюжетной темой и хронотопом стихотворения. Так, например, первая встреча влюбленных происходит в гористой местности куриньджи в сезон созревания проса, в ночное время суток. Всего выделяется пять основных тинеев: куриньджи (горы), муллей (леса и пастбища), марудам (плодородные речные долины), нейдаль (прибрежная полоса) и палей (пустыня). Хотя местная поэтологическая традиция выделяла свои тинеи и для поэзии пурам, эта классификация едва ли соотносилась с реальной поэтической практикой.

Ранняя тамильская литература в эпоху позднего Средневековья полностью утратила свою значимость для тамильского общества и была практически предана забвению. Ее открытие состоялось в конце XIX и начале XX столетия, когда индийские филологи, такие как У.В.Сваминатха Айер, С.В. Дамодарам Пиллей и другие, занялись систематическими розысками и публикацией манускриптов. Эта деятельность существенно изменила тамильский литературный канон, в котором на тот момент доминировала шиваитская и вишнуится религиозная гимнография, а также средневековая дидактическая поэзия.